Военная трагедия
В центре почти вымершей деревеньке Каменка, что затерялась в веселовской округе, под сенью сосен стоят рядышком два памятника. В этом месте к ночь с 28 на 29 июня 1942 года произошла трагедия. Возвращавшийся с боевого задания, по всей вероятности подбитый бомбардировщик «ТБ-3», недотянув до аэродрома, рухнул на одну из хат. В ней помимо обитателей Пахомовых, находились их соседи Леоновы и Савосины, пришедшие проведать прихворнувшую соседку.
Семеро женщин, 17-летний юноша и трехлетний ребенок погибли сразу, не успев осознать происшедшего. Четырехмоторная машина с размахом крыльев в 40 метров и полетным весом без бомбовой нагрузки в 21 тонну, заправленная семью тоннами авиационного бензина, разметала в щепки деревенскую избу. Вспыхнувший бензин выжег землю в радиусе, десятков метров. Целую неделю к месту трагедии бойцы стоящей в Каменке кавалерийской части не подпускали селян. По словам местного старожила Николая Алексеевича Степаненко, в той огненной купели погибли и его близкие - бабушка по материнской линии с родственниками. Деда, Якова Николаевича, уберег случай: он задержался допоздна на мельнице. Мать в это время вместе с ним, годовалым ребенком, жила в семье мужа в селе Сухой Ольшанец. Из ее рассказа о трагедии он знает, что с родственниками и соседями под обломками самолета погиб и санинструктор кавалерийской части, которого пригласили осмотреть заболевшую женщину. Памятник был поставлен спустя многие годы после войны. Фамилии военного медработника никто не знал, поэтому она и не значится в скорбном списке...
Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 |
Наш собеседник с мамой Анастасией Павловной так и не дождались с войны отца Алексея Павловича. Офицер человек, был гвардии капитан Петр Дмитриевич Насикан, опытный летчик, много раз выполнявший ответственные задания, имевший боевые награды. В составе экипажа находились капитан К. Г. Арчаков, старший лейтенант Е. Г. Мурашов, техник-лейтенант И. П. Усов, младший техник-лейтенант И. К. Меркулов, старшина С. Н. Михалев, старшина Я. П. Иванкин В конце 60-ых - начале 70-ых на небывалый уровень в районе была поставлена поисковая работа среди учащихся школ. Куда только не посылали запросы воспитанники Николая Ивановича Филимонова, Ивана Петровича Журавлева, Марии Ивановны Альберт, чтобы установить фамилии погибших на нашей земле бойцов и командиров Красной Армии. Именно члены братовщинского отряда «Поиск» отыскали и жену командира экипажа Анну Ивановну Насикан, и единственного оставшегося в живых Евсея Григорьевича Мурашова. Из трех членов экипажа, выбросившихся с парашютами из падающего бомбардировщика, только ему удалось спастись. У двоих его товарищей, командира и воздушного стрелка, парашюты были повреждены осколками самолета. Они разбились. Евсей Григорьевич тоже едва не погиб. Кавалеристы чуть не расстреляли его в воздухе, приняв за немецкого диверсанта. Только утром старший лейтенант Мурашов, прятавшийся в хлебах, убедился, что находится на своей территории, и вышел в распоряжение кавалерийской части. Вместе с конниками он организовал поиск товарищей в надежде, что они остались живы. По куполам парашютов, не до конца погашенным, они нашли в хлебах тела погибших и вместе с останками других сгоревших членов экипажа похоронили недалеко от места трагедии.
По словам Николая Алексеевича, на место гибели экипажа много-много лет назад приезжала супруга командира. Других родственников погибших летчиков, посещавших скорбное место, он не припомнит.