Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Подвиг русских женщин

hram9 мая наша страна отмечает День Победы. Весь мир празднует этот день. Советская армия победила фашизм. Справедливая, освободительная борьба была завершена в 1945 году. И сегодня мы отмечаем 77-летие Победы. И с первого дня войны и до последнего люди совершали бессмертные подвиги во имя победы над фашистами - врагами всего человечества. Все меньше остается в живых тех, кто сражался за нашу Родину.Великой Победе - 65 лет. Много это или мало.

Петр Иванович Костров, ветеран войны, веселовец, на встрече с пионерами говорил так: «Неужели больше полувека прошло? Даже не верится! Для меня - словно один день». А для нас, чья юность и молодость впереди, 65 - очень много. Это понимаешь глядя на тех, чьи добрые лица исчерчены морщинками, чьи сухие, жилистые руки покрыты мозолями, чьи глаза потеряли свой блеск от невыплаканных слез, чьи сердца надорваны тяжким трудом и тяжкой болью.
Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Дорогой ценой было завоевано счастье жить и трудиться под мирным небом. И память об этом живет в сердцах людей. Немало памятников и обелисков появилось на нашей земле. Они призывают не забывать трагедий войны. Но есть и другие памятники, которые тоже напоминают нам о военном времени. Этот памятник - наш Новотроицкий храм. Многое могли бы рассказать о войне стены этого храма. Они помнят, как в декабре 1941 года по ним обрушился свинцовый дождь из немецких автоматов, как в стенах храма ютились несколько дней советские военнопленные. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучше свидетелей не найти.
Но они молчат. Уже много лет по долгоруковской земле идет молва о том, как женщины села Новотроицкого расположенного у самой границы Орловской области, спасли в декабре 1941 года пленных. И актив школьного музея «Легенда», решивший расспросить местных жителей, отправился в село Ново-Троицкое встретиться с очевидцами тех событий и их родственниками.
Ново-Троицкая церковь была построена в 1815 году. Действующей церковь была до 1941 года. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, председатель с/с Козлов, мотивируя тем, что есть приказ ничего не оставлять наступающему врагу - поджег ее. Ермакова Валентина Федоровна рассказывает о своей матери и Васильева Анна Егоровна передает нам рассказы тети Ульяны Ивановны.
Пленных гнали в Новотроицкое под вечер. Толпа, более чем в сотню человек, окруженная цепью конвоя, поднималась над олымской кручей на дорогу, ведущую к селу. Жители села с затаенным дыханием глядели из окон щелей на движущуюся толпу. Конвойный, идущий впереди, обернувшись, жестами руки стал показывать направление - в церковь. Было воскресенье. Новотроицкая церковь, подожженная накануне, еще дымилась от пожара. В нее конвой и стал загонять пленных. По селу, по замерзшей белоснежной декабрьской земле ковано стучали фашистские сапоги. Из лающей речи, жестов получалось, что пленных надо кормить, что солдаты ищут пищу для них. Несколько ведер картошки из погребов было отнесено в церковь. Ульяна Васильева решила сварить картошки и отнести туда же. Не без опаски она это делала: муж на фронте, на руках Здетей, самой старшей 5 лет. Ульяна закуталась в старую, порванную шаль, увязала ведро с парящей, горячей картошкой и в ранний, утренний час пошла. У двери церкви стоял часовой. Ульяна жестом стала объяснять ему, что принесла для пленных еду. Немец пропустил. Как только она переступила порог, на нее ударило гарью пожарища и шумом голосов. Ведро картошки в считанные минуты было опустошено. Подхватив пустое ведро, она вышла. А в ушах звучали слова одного из пленных, сказанные ей в след.
-Женскую одежду для побега... Сестричка поняла?
«Женскую одежду для побега...» - это стало всеобщей тайной заботой села. Нелегок, суров этот шаг. Конвой узнает - и свершится казнь.
В каждом город, и в каждом селе, есть женщины по -своему сражавшиеся с врагом, до сих пор вызывают уважение своим закаленным в войне характером. Мы гордимся ими. Вспоминает Рахманова Зинаида Федоровна - дочь Орловой Марины Тихоновны. В то время, когда началась война, мне было 13 лет. Очень хорошо помню, как в село пришли немецкие солдаты. Пленных загнали в церковь. Стояли они в Новотроицком 9 дней. Мама, превозмогая страх, идет к церкви, в руках у нее ведро с картошкой, за пазухой - платок и юбка. Немецкий часовой, словно чучело, весь укутанный, из под пухового платка торчит пилотка, на ногах эрзац - валенки, сплетенные из соломы. Пропустили в церковь маму: «Пусть кормят эти безграмотные славянские бабы пленных, все меньше заботы конвою, получившего приказ охранять до особого распоряжения». С наступлением темноты хождения с ведрами прекращаются - не пропускают. Орлова Марина Тихоновна вывела Павлова Николая из села Вязовое. После войны он приезжал к нам в деревню, благодарил маму, покупал ей конфеты. Был он ранен, пожил недолго, умер сразу же после войны. Когда нашим пленным женщины раздавали еду, они целовали им руки. Понимали, что тяжело им отрывать от детей кусок хлеба, поэтому выражали свою благодарность, как могли. Немцы потом, наверное, догадались о действиях русских женщин и запретили посещать пленных. Молодой немец, забив засов церковной двери, ходит взад - вперед. Из глазищ окон, из щелей тянется дым: пленные доламывают полы, алтари и жгут, чтобы не замерзнуть. В свете луны хорошо видны очертания колокольни, необычайно высокой и стройной. Когда начальник конвоя поручил своему подчиненному в первый день поверить, нет ли в колокольне русских партизан, и он полез по внутренней винтовой лестнице, прошел первый, второй круг и, когда услышал гуд в темной пустоте, ему стало жутко. Он не смог продолжать подъем. В церкви немцы расстреляли нарисованные на стенах и куполе иконы. И сейчас видны следы рикошета на стенах церкви.

kolokolnya dom
Колокольня храма Церковная постройка

А вот что говорит старожил села Новотроицкое Пахомов Фома Михайлович: «Церковь наша вызывает особые воспоминания. Здесь 18 - летним мальчишкой венчался в церкви. Перед тем как в село пришли немцы, церковь подожгли. Такой пожар пылал, душа замирала. Все сгорело - книги, иконостасы. Успели только несколько икон спасти. Их по домам разобрали, и до сих пор у некоторых наших сельчан они в святых уголках хранятся. Помнит и Мария Николаевна Пахомова, как ходили к пленным женщины, подкармливали, а то и с едой женскую одежду передавали, чтобы помочь солдатам освободиться. Всех остальных ждала печальная участь, их угнали в Чернаву. 
Очень простые истории... Вроде бы, ничего особенного, но из таких коротких отрезков времени складывается драматическая картина суровой войны. Медленно, нечеловечески трудно приближалась победа. Карательные действия, которые фашистские захватчики намерены, были предпринять против жителей села, сорвали наступающие части 1 гвардейского ордена Ленина стрелковой дивизии генерал-майора И. Н. Руссиянова. Оставшихся пленных немцы под вечер погнали на Знаменку, Войсковую Казинку.
1995 год, 22 апреля, в Великую Субботу, у входа в Троицкий Храм села Ново Троицкое собрались жители окрестных деревень - Знаменка, Белоконовка, Веселой. Ждут священника отца Петра. В руках у всех узелки или сумки с пасхальными куличами и другими яствами для Светлого Воскресения. Священника, отца Петра, тогда еще Успенского Храма села Дубовец, а ныне Братовщинского Храма, встречают благодарственными поклонами. Он осеняет крестным знамением собравшихся и произносит молитву у входа в Храм, где золотом отливают буквы мемориальной доски, повествующей о женщинах, которые в декабре 1941 года спасали советских военнопленных, загнанных фашистами в эти стены.
Женщины рисковали жизнью: если бы фашистская охрана узнала, что они приносили пленным не только пропитание, но и женскую одежду, в которую солдаты переодевались и выходили с ведрами, то расстреляли бы их. У каждой женщины были дети, мужья на фронте. Молитвенные слова отца Петра возносятся к высотам Храма, они несут в себе величественный образ русской женщины - патриотки - славянки, в котором угадываются:
Марина Тихоновна Орлова,
Ульяна Ивановна Васильева,
Матрена Алексеевна Рахманова,
Мария Кузьминична Елисеева,
Мария Николаевна Ефремова.
И многие другие, если не все женское население Новотроицкого той далекой декабрьской поры сорок первого года.
И должно быть, только здесь у стен 190-летнего Храма, над Олымом: достойно это исповедально - молитвенное Слово, жизненно впитавшее в себя прошлое, настоящее и будущее. И естественна мемориальная доска, изготовленная в мастерской Долгоруковского краеведческого музея. По инициативе И. А. Христенко, бывшего заведующего Долгоруковским филиалом Липецкого областного музея. И естественно даже то, что укреплял ее внук одной из спасительниц - Рахманов Михаил Леонидович.
В Волгограде подвигу женщины установлен памятник на Мамаевом кургане. Это боль и плачь всего советского народа. Но есть и другая память. Она не зарастает травой. Это память сердца. В наших сердцах всегда жива память о героизме женщин в годы Великой Отечественной войны. И она сохранится там всегда. Подвиг русских женщин села Ново - Троицкое увековечили мемориальной доской, которая прикреплена к стенам храма. Висит она там и сейчас. В Храме гуляет ветер, улавливается гуд, в который вплетается какой - то железный стук, скрежет... Изрешеченные стены, стоят как немые участники военных событий и свидетели судеб наших пленных.Наравне с мужчинами на дорогах Великой Отечественной войны отважно сражались и женщины. Да, их. К сожалению, мало осталось в наших рядах. Но тем больше наша любовь и память, преклонение перед Подвигом Женщины - матери, ставшей поперек дороги фашисту.

 

memoreal andrianova novotroitskoe
Мемориальная доска Васильева А.Г. Ново-Троицкое

Материал к публикации подготовлен Васильевой В.А.